Консультации специалистов » Психолог » Гиперактивные дети

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ

 

Проблематика синдрома гиперактивности в детском возрасте является достаточно актуальной темой в современной педиатрии, детской психотерапии и педагогике.


Синдром гиперактивности с дефицитом внимания ранее назывался минимальной мозговой дисфункцией (ММД), гиперкинетическим синдромом, минимальным повреждением головного мозга. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) данный симптомокомплекс относится к классу F – группе психических и поведенческих расстройств и обозначается, как гиперкинетическое расстройство.


Это одно из наиболее распространенных детских поведенческих расстройств. Чаще встречается у мальчиков. В настоящее время распространенность среди школьников от 3% до 20%. В 30% случаев синдромы расстройства переходят во взрослый возраст. Гиперактивность в подростковом возрасте у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения, однако, высок риск развития асоциального поведения, наркомании, алкоголизма.


Ранее гиперкинетическое расстройство связывалось с внутриутробным или постнатальным повреждением мозга («минимальным поражением мозга»), вследствие интоксикационных, нейроэндокринных и нейроциркуляторных воздействий, а также травм и инфекций, полученных ребенком в раннем детстве. Сейчас учеными также выдвинута концепция о генетической предрасположенности к данному расстройству. Врожденная склонность к гиперактивности усиливается под влиянием определенных социальных факторов, так как такое поведение чаще встречается у детей, живущих в неблагоприятных социальных условиях, испытывающих воздействие хронического стресса – развод родителей, сложности в отношениях со сверстниками в школе, неблагоприятный и тяжелый эмоциональный климат в семье.


Существует много противоречий во взглядах на причины и лечение гиперактивного поведения. Все, однако, согласны в вопросе о том, как проявляется такое поведение. Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Он часто агрессивен, вызывает множество конфликтов и споров, плохо контролирует свои побуждения, импульсивен. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко или чай. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.


Гиперактивные расстройства возникают обычно в первые 5 лет жизни. Их главными особенностями являются отсутствие настойчивости в познавательной деятельности, тенденция переходить от одного задания к другому, не завершая ни одного из них; чрезмерная, но непродуктивная активность. Эти характеристики сохраняются в школьном возрасте и даже во взрослой жизни. Нарушения внимания и гиперактивность у ребенка должны отмечаться более чем в одной ситуации (например, дом, школа, больница).


Гиперактивность предполагает чрезмерную нетерпеливость ребенка, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия. Это может, в зависимости от ситуации, включать в себя бегание и прыгание вокруг; или вскакивание с места, когда полагается сидеть; или ерзание и извивание. Стандартом является то, что активность является чрезмерно высокой в контексте ожидаемого в этой ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в структурированных, организованных ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля поведения ребенка.


Комплексное медико-психологическое лечение является необходимым условием в случае наличия данного расстройства у ребенка, которое требует компетентных вмешательств детского невролога, детского психиатра и клинического психолога.

 

Медикаментозное лечение эффективно в 75-80% случаев, при правильно поставленном диагнозе. Его действие в большей степени симптоматическое. Подавление симптомов гиперактивности и нарушений внимания облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Медикаментозное лечение подчиняется нескольким принципам: эффективна только многолетняя терапия, заканчивающаяся в подростковом возрасте. Если лечение эффективно, то необходимо через определенные промежутки времени делать пробные перерывы для выяснения, может ли ребенок обходиться без препаратов. Первые перерывы желательно устраивать на каникулах, когда психологическая нагрузка на ребенка меньше, чем во время школьного обучения.


Положительного эффекта позволяет добиться психологическая помощь детям и их семьям. Целесообразна психотерапия с объяснением ребенку причин его неудач в жизни, с обучением родителей методам вознаграждения и наказания. Уменьшение психологической напряженности в семье и в школе, создание благоприятной для ребенка обстановки способствуют в значительной степени эффективности общего комплексного лечения.


В заключении хотелось бы привести слова замечательного психотерапевта В. Оклендер, имевшей многолетний и удачный опыт с данной категорией детей: «Не будем забывать, что дети, включая тех, которых считают гиперактивными, - такие же люди, как и все остальные. У всех нас существуют свои внутренние ритмы. Некоторые из нас делают что-либо быстро, другие - медленно. Мы переходим от одной задачи к другой различными способами, завершая какое-нибудь дело в свойственной нам манере, прежде чем взяться за другое. В работе с любой группой необходимо учитывать разнообразие происходящих процессов. Дети не роботы, двигающиеся в синхронном ритме».

Перечень услуг
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10